«Говорящая» среда – это мотивирующая образовательная среда, инструмент обучения, развития и воспитания детей дошкольного возраста. Это третий педагог, где ребенок сам делает свои открытия, реализует свои задумки и воплощает свои идеи.
Она даёт ребёнку возможность ощутить и увидеть себя в «своём» пространстве, проявить активность и инициативность, понять собственную значимость. Ребёнку необходимо чувствовать себя хозяином в детском саду, где он проводит больше времени, чем в семье. Воспитатель – не якорь, который сдерживает активность, инициативность, эмоциональное развитие детей, а, напротив – маяк, устраняет все препятствия, мешающие ребенку пойти и спокойно взять то, что ему необходимо для творчества, для создания уголка, где он сможет побыть один, воспользоваться любой мебелью в группе и т. д. Поэтому слово НЕЛЬЗЯ в условиях «говорящей» среды является словом «паразитом».
Прежде чем наша среда стала «говорящей», необходимо было приложить некоторые усилия по реорганизации всего пространства, его зонирования. А также учесть, что у нас нет отдельных спален для детей, и зонирование пространства приходится делать мобильным.
Во вторую очередь мы пересмотрели организацию зон активности. В каждой группе детского сада созданы зоны развития детской активности с необходимым наполнением. Их наполняемость по предметному содержанию является полифункциональной и взаимодополняемой для соседних зон и, естественно соответствует возрастному составу групп и необходимым требованиям ФГОС ДО и СанПиН.
Разделение среды на небольшие пространства (для игры и занятий 3-5 детей) производилось с помощью мебели (в том числе и кроватей), ширм, секционных стоек. Для соблюдения требований принципа доступности пришлось в группах произвести настоящую перестройку. Все надписи, полки, маркеры пространства, крепления для наглядности и демонстрации детских работ, пособия и т. п. – ВСЁ установили на уровень глаз и рук детей. Теперь все игры, игрушки, материалы для продуктивной деятельности доступны детям и не требуют особого разрешения педагога.
Многие проблемы по реорганизации пространства и созданию «говорящей» среды решались коллективом групп (родители — дети — педагоги) через реализацию проектной деятельности. Эти проекты можно увидеть на нашем сайте по следующим ссылкам:
МИП по воспитанию ценности «Здоровье»