Ориентация современного дошкольного образования на педагогику достоинства, педагогику сотрудничества и педагогику развития (А.Г. Асмолов), для которых базовыми ценностями являются «развитие», «поиск», «ориентация на индивидуальность», приоритетность поддержки разнообразия детства, утверждение дошкольника в качестве основного субъекта образовательной деятельности, – вот основания, актуализирующие сегодня исследование проблемы развития субъектности детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности.
В нашем детском саду практика проектной деятельности сложилась давно, с 2014 года. Посмотреть материалы и реализованные проекты можно по следующим ссылкам:
МИП по воспитанию ценности «Здоровье»
Важно подчеркнуть, что термин «субъектность» уже достаточно прочно вошёл в педагогические исследования и педагогическую практику как обозначение социально ценного качества личности, которое необходимо формировать в процессе педагогического взаимодействия. Вместе с тем, в педагогической литературе при рассмотрении понятия субъектности на первый план выдвигается не столько объяснение этого феномена, сколько его понимание.
Из чего состоит субъектность?
Субъектность стоит рядом с такими понятиями, как воля, авторство, творчество, действие по собственному замыслу, целеустремленность, ответственность, самостоятельность, самоорганизация, преодоление трудностей, доведение до результата, внутренний стержень, умение принимать решения, лидерство…
В дошкольном возрасте субъектные проявления ребёнка выражаются в оформляющемся отношении к миру и осуществлении деятельности, инициируемой этими отношениями. Исследования ученых доказали, что ребёнок в дошкольном возрасте при определенных педагогических условиях становится субъектом детских видов деятельности: игровой, трудовой, художественной.
Субъектные отношения могут и должны развиваться с помощью культурных практик. То есть, определённых видов самостоятельной деятельности детей. Например:
Способы проявления инициативы и самостоятельности ребенка в различных культурных практиках
культурная практика (вид детской деятельности) |
проявление самостоятельности | проявление инициативы | взаимодействие ребенка и взрослого |
игровая | Поиск партнера по игре, придумывание новых правил, замещение известных предметов для игр. Развитие эмоциональной насыщенности игры, как способ развития нравственного и социального опыта. | Развитие желания попробовать новые виды игр с различными детьми в разных условиях, игровых центрах. Использование режиссерских и театрализованных игр. | Использование ролевой игры, как способ приобщения к миру взрослых. Взрослый – партнер по игре без которого нельзя обойтись для усвоения социального опыта. |
экспериментирование | Поиск не одного, а нескольких вариантов решения вопросов. Использование в деятельности различных свойств, предметов и явлений | Желание придумать новый образ, способ решения поставленной задачи. | Участие ребенка в создании предметно-развивающей среды для формирования новообразований психики ребенка. |
продуктивная | Создание оригинальных образов, проявление эмоциональных выражений. Придумывание поделки по ассоциации. | Ознакомление со свойствами предметов на новом уровне. | Развитие дивергентного мышления. Формирование партнерских отношений с взрослым. |
проектная деятельность | Поиск нестандартных решений, способов их реализации в культурной жизни ребенка. | Поиск нового способа познания мира. Развитие интереса к различным явлениям детской жизни. | Развитие взаимодействия с педагогом и членами семьи на новом уровне. Познание окружающей действительности происходит с помощью взрослого и самим ребенком в активной деятельности. |
манипуляция с предметами | Развитие внутренней взаимосвязи между мышлением, воображением, произвольностью и свободой поведения. | Поиск новых способов использования предметов в игровой деятельности | Взрослый рассматривается как основной источник информации. |
трудовая | Воспроизведение конкретных трудовых действий в группе, на участке для прогулок. | Проявление интереса к труду, наблюдение за трудом, участие в трудовой деятельности. Предложения различных способов организации труда. | Совместный труд со взрослым и детьми. Необходимое речевое общение с другими детьми, проявление сопереживания, сочувствия и содействия. |