Актуальность
Наш современный мир богат разнообразными техническими средствами (телефоны, гаджеты, планшеты, компьютеры и т.д.). Все больше и больше дети свое свободное время проводят сидя дома у компьютера или в телефоне. Компьютерные игры, в которые играют дети, не всегда несут в себе развивающие задачи. А ведь игра — это одна из основных форм познания мира дошколятами. Только через игру дети развивают интеллектуальные способности, мышление, память, воображение, речь и мелкую моторику рук. Одна из таких игр – это шахматная игра. В данную игру сейчас играют не только школьники, но и дошколята. На базах детских учреждений создаются шахматные площадки, творческие проекты. Педагоги стали использовать игру не только в режимных моментах, но и как элемент занятия. Я как логопед, тоже решила использовать данную игру, а именно элементы шахматной игры.
Новизна данного опыта состоит в том, что играя в шахматы, дети развивают не только интеллектуальные способности, мелкую моторику рук, но и главное речь. А именно идет работа над закреплением звуков, в правильном употреблении детьми предлогов.
Дети с нарушением речи не всегда понимают значимость красивой, правильной речи, с трудом согласовывают слова и редко используют в своей речи развёрнутые предложения. Работа над речью кропотливая, требует внимания, усидчивости и желания, которого не всегда можно добиться простым занятием. Обдумав данную идею я, разработала авторские методические пособия, которые содержат в себе игры и упражнения на автоматизацию звуков, на закрепление предлогов через элементы шахматной игры.
В процессе шахматной игры дети неоднократно повторяют речевой материал, что способствует лучшему запоминанию и закреплению. Кроме этого в ходе игры у детей развиваются не только речь, но и ручная моторика, а также ориентировка на плоскости, умение взаимодействовать со сверстниками и психические процессы.
Цель педагогического опыта: развитие речи через элементы шахматной игры.
Задачи педагогического опыта:
- Формирование звукопроизношения;
- Формирование фонетического восприятия;
- Формирование у детей четких лексических значений пространственных предлогов.
- Дифференциация предлогов в устной речи детей
- Развитие ручной моторики
- Развитие умения ориентироваться на плоскости и в двухмерном пространстве.
- Развитие психических процессов
- Развитие стремления у детей в преодолении трудностей.
Результаты:
В ходе работы мною были созданы и реализованы творческие проекты:
« Использование элементов шахматной игры в логопедической работе с детьми с ОНР», «Формирование у детей четких лексических значений пространственных предлогов», итогом которых стали авторские методические пособия: «Шахматные классики», «Шахматный квест».
Особое внимание я уделяла коррекционным занятиям с использованием элементов шахматной игры, с помощью которых я добилась положительных результатов в работе с детьми. Из диаграммы вы видите, что проведённая мной сравнительная диагностика развития речи детей на начало 2020 и 2021 годов имеет явные положительные тенденции. Благодаря проводимым по пособиям занятиям, дети гораздо быстрее и качественнее усваивают речевой материал.
Данный педагогический опыт я распространяла:
1.Заседание секции учителей-логопедов дошкольных образовательных учреждениий. Тема: «Автоматизация звуков с использованием авторского методического пособия «Шахматные классики».Приказ УО № 832 от 11.09.2020г.
2. В муниципальный банк передового педагогического опыта внесено авторское методическое пособие «Шахматный квест». Приказ УО №895 от 28.09.2020г
3.Рацонный семинар для педагогов ДОО. Тема: «Использование элементов шахматной игры в логопедической работе с детьми с ОНР». Приказ УО №1134 от 27.11.2020г.
Данный опыт содержит в себе:
- Авторское методическое пособие «Шахматные классики» Приложение № 1
- Авторское методическое пособие « Шахматный квест» Приложение № 2
- Конспект музыкального развлечения «Шахматное королевство».