Логическое мышление, которое ещё иначе называют дискурсивным, предполагает логическим путём переход от одного определённого представления к другому. Словесно — логическое мышление является вершиной дошкольного детства. Развитие мышления ребёнка осуществляется в ходе его предметной деятельности и общения, в процессе освоения общественного опыта, и происходит это, главным образом, в процессе ведущей детской деятельности – игре. В игровой деятельности складываются особо благоприятные условия для развития интеллекта. Именно в игре развивается способность ребенка-дошкольника создавать системы обобщенных типичных образов и явлений, мысленно преобразовывать их. Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста — одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
Представленный материал поможет родителям развить логическое мышление, интеллектуальные способности своих детей. Мы предлагаем несложные и занимательные задачки и игры для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).
Занимательные логические задачки для старшего дошкольного возраста
Жираф, крокодил и бегемотжили в разных домиках.
Жираф жил не в красноми не в синем домике.
Крокодил жил не в красноми не в оранжевом домике.
Догадайся, в каких домиках жили звери?
Три рыбки плавалив разных аквариумах.
Красная рыбка плавала не в кругломи не в прямоугольном аквариуме.
Золотая рыбка — не в квадратном и не в круглом.
В каком аквариуме плавала зеленая рыбка?
Жили-были три девочки:Таня, Лена и Даша.
Таня выше Лены, Лена выше Даши.
Кто из девочек самая высокая,а кто самая низкая?
Кого из них как зовут?
У Миши три тележки разного цвета: красная, желтая и синяя.
Еще у Миши три игрушки: неваляшка, пирамидка и юла.
В красной тележке он повезет не юлу и не пирамидку.
В желтой — не юлу и не неваляшку.
Что повезет Мишка в каждой из тележек?
Мышка едет не в первом и не в последнем вагоне.
Цыпленок не в среднем и не в последнем вагоне.
В каких вагонах едут мышка и цыпленок?
Стрекоза сидит не на цветке и не на листке.
Кузнечик сидит не на грибке и не на цветке.
Божья коровка сидит не на листке и не на грибке.
Кто на чем сидит? (лучше все нарисовать)
Алеша, Саша и Миша живут на разных этажах.
Алеша живет не на самом верхнем этаже и не на самом нижнем.
Саша живет не на среднем этаже и не на нижнем.
На каком этаже живет каждый из мальчиков?
Ане, Юле и Оле мама купила ткани на платья.
Ане не зеленую и не красную. Юле — не зеленую и не желтую.
Оле — не желтое и не красное.
Какая ткань для какой из девочек?
В трех тарелках лежат разные фрукты.
Бананы лежат не в синей и не в оранжевой тарелке.
Апельсины не в синей и в розовой тарелке.
В какой тарелке лежат сливы? А бананы и апельсины?
Под елкой цветок не растет,
Под березой не растет грибок.
Что растет под елкой,
А что под березой?
Антон и Денис решили поиграть.
Один с кубиками, а другой машинками.
Антон машинку не взял.
Чем играли Антон и Денис?
Вика и Катя решили рисовать.
Одна девочка рисовала красками, а другая карандашами.
Чем стала рисовать Катя?
Рыжий и Черный клоуны выступали с мячом и шаром.
Рыжий клоун выступал не с мячиком,
А черный клоун выступал не с шариком.
С какими предметами выступали Рыжий и Черный клоуны?
Лиза и Петя пошли в лес собирать грибы и ягоды.
Лиза грибы не собирала. Что собирал Петя?
Две машины ехали по широкой и по узкой дорогам.
Грузовая машина ехала не по узкой дороге.
По какой дороге ехала легковая машина?
А грузовая?
- Саша ел яблоко большое и кислое. Коля — большое и сладкое. Что в яблоках одинаковое, что разное?
- Маша и Нина рассматривали картинки. Одна в журнале, другая в книге. Где рассматривала Нина, если Маша не рассматривала в журнале?
- Толя и Игорь рисовали. Один — дом, другой — ветку с листьями. Что рисовал Толя, если Игорь не рисовал дом?
- Алик, Ваня и Вова жили в разных домах. Два дома были в 3 этажа, один в 2 этажа. Алик и Боря жили в разных домах, Боря и Вова тоже в разных домах. Кто где жил?
- Коля, Ваня и Сережа читали книги. Один о путешествиях, другой о войне, третий о спорте. Кто о чем читал, если Коля не читал о войне и о спорте, а Ваня не читал о спорте?
- Зина, Лиза и Лариса вышивали. Одна — листочки, другая — птичек, третья — цветочки. Кто что вышивал, если Лиза не вышивала листочки и птичек, а Зина — не листочки?
- Мальчики Слава, Дима, Петя и Женя сажали плодовые деревья. Один — яблони, второй — груши, третий — сливы, четвертый — вишни. Кто что сажал, если Дима — не сливы, яблони и груши, Петя — не груши и яблони, а Слава — не яблоки?
- Две девочки сажали деревья, а одна — цветы. Что сажала Таня, если Света с Ларисой и Марина с Таней сажали разные растения?
- Три девочки нарисовали двух кошек и зайца. Что рисовала Ася, если Катя с Асей и Лена с Асей рисовали разное?
- Два мальчика купили марки, один — значок и один — открытку. Что купил Коля, если Женя с Толей и Толя с Юрой купили разное, а Миша — значок?
- Два мальчика жили на одной улице, а два — на другой. Где жили Петя и Коля, если Олег с Петей и Андрей с Петей жили на разных улицах?
«Точки»
Количество игроков: 2-3 ребенка. Инвентарь: бумага, ручки.
◈ Сначала подготовьте игровое поле: нарисуйте на бумаге несколько рядов точек на равном расстоянии друг от друга. Чем больше будет поле, тем дольше продлится игра.
◈ Затем по очереди соединяйте пары точек вертикальными или горизонтальными линиями. Соединив две точки таким образом, чтобы замкнуть квадрат, вы получаете право поставить внутри этого квадрата свои инициалы и нарисовать еще одну линию.
◈ Победителем считается игрок, у которого к концу игры окажется больше квадратов.
«Зеркало»
Количество играющих: 2, 4 или 6 человек. Инвентарь: зеркало, по паре простых одинаковых предметов.
◈ Посмотрите с детьми в зеркало. Обратите их внимание на то, что все левое в зеркале будет правым, и наоборот.
◈ Предложите детям парную игру: один ребенок будет смотреться в воображаемое зеркало (в другого ребенка), а второй будет его зеркальным отражением. Если играет группа детей, то они играют парами.
◈ Перед каждым играющим кладутся одинаковые предметы. Задача отражения — повторить все действия смотрящегося так, как это сделало бы зеркало.
◈ Ведущий может давать команды смотрящемуся, например: прищурить левый глаз; дотронуться до правого уха; подпереть щеку левой рукой; причесаться; помахать левой рукой и т. д.
«Клеточки-чёрточки»
◈ Нарисуйте на бумаге клеточки и в каждой поставьте черточку.
◈ По очереди их перечеркивайте (не более трех за один раз), пока не останется только одна.
◈ Проигрывает тот, кто должен зачеркнуть последнюю черточку.
Список использованных источников:
- http://adalin.mospsy.ru/
- http://kladraz.ru/
- http://klub-drug.ru/doshkolniki/zadachi
- http://ped-kopilka.ru
- http://www.develop-kinder.com
Автор — составитель: А.А.Белицкая, старший воспитатель МБДОУ детского сада № 4