Сейчас в магазинах огромный выбор детских музыкальных инструментов. Но приобрести их удаётся не всегда, да и дорого. Есть хороший выход. Можно самостоятельно конструировать игрушки, а со временем их обновлять.
Дети очень любят играть в оркестре, но наиболее любимыми для них являются самодельные шумовые музыкальные инструменты. Играя на них дети понимают, что разные звуки, которые существуют в природе, могут стать музыкальными (шум дождя, гром, часы, вьюга, тройка с бубенцами и т.д.). Надо только услышать эти звуки, т.е. подобрать нужный шумовой инструмент.
Детей привлекает звучание, вид инструментов и, главное, что они могут самостоятельно извлекать из них звуки. А это уже является первичной формой импровизации.
Подбор музыки играет немаловажную роль. Музыка должна быть яркой, недлинной, не очень быстрой. Для этого лучше всего подойдёт жанровая музыка (песня, танец), и образная (изображающая какой-либо образ – зайка, мишка и т.д.). А под фонограмму детский шумовой оркестр – это замечательная возможность дать детям почувствовать себя настоящими музыкантами.
Шумовыми инструментами хорошо озвучивать героев сказок, коротких рассказов. Предлагаю вашему вниманию свои самодельные музыкально-шумовые инструменты, сделанные из подручного материала:
Шумелки-погремушки – из контейнеров для фотоплёнки, упаковки для витаминов и пр. – самый востребованный музыкальный инструмент. Наполнители: различная крупа, бусинки, пуговки. Начинаю использовать с яслей. Впервые знакомятся с динамикой звука (тихо-громко).
Погремушки для ёлочки – эти погремушки сделаны из ёлочных украшений, наполнили их горохом. Очень нарядные. Ясельки с удовольствием танцуют около ёлки.
Шумелки из разных бутылочек (из-под соуса чили, йогурта и т.п.). тоже пользуются большим успехом, но уже у старших дошкольников. Наполнила крупой, обклеила самоклейкой,
в крышке прожгла дырочку, втянула ленточки, завязала изнутри. Вот какая красота получилась.
Деревянные палочки-стучалочки – они пригодятся всегда, например, как бежит лошадка, или чтобы ярче выделить ритм.
Шуршунчики: пластиковые бутылки нарезанные бахромой. Хороши для шума ветра, для шагов по снегу и т.п.
Часики-шуршалочки: через крышку спичечной коробки протягивается тонкая резинка по размеру запястья. В коробку положить любые семечки, крупу и т.д. можно использовать в танцах.
Ну и барабан! Без него никак! Из ведёрок из-под майонеза. И марш отбарабанить, и дробь тревожную выбить, а может и бег чей-то трусливый озвучить.
Звук моря: из картонной трубки, оставшейся после использования фольги.
Ксилофон из карандашей.
Такие необычные музыкальные инструменты очень притягивают внимание детей, а т.к. дошкольники познают мир через игру – даём им в руки эти инструменты, и пусть они творят, экспериментируют и чувствуют себя настоящими самостоятельными музыкантами.
А теперь я предлагаю сценарий озвучивания сказки «Трусливый заяц»:
Жил-был в лесу заяц-трусишка.
Вышел однажды заяц из дома, а ёжик в кустах вдруг как зашуршит! (шуршалки)
Испугался заяц и бежать! (барабаним пальцами)
Бежал, бежал и присел на пенёк отдохнуть. А дятел на сосне как застучит! (стучим палочками)
Бросился заяц бежать. (барабан)
Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает (скомканную бумагу с силой переложить из руки в руку)
Побежал заяц из леса к речке (барабан)
А на берегу речки лягушки сидели (гусли из карандашей)
Увидели они зайца, и прыг в воду (глиссандо)
Обрадовался заяц, что лягушки его испугались – и смело поскакал обратно в лес! (барабан)
Вот такие они, шумовые инструменты — нехитрые, но очень полезные и интересные!