Консультация для воспитателей
«Аутичные дети — какие они?»
Аутизм — это заболевание, развивается у детей в возрасте примерно 2 года и проявятся в специфических расстройствах умственной деятельности — нарушении деятельности эмоциональной сферы с сохранением интеллектуальной составляющей мышления. Почти всегда при аутизме страдает речь, больные избегают зрительного контакта со взрослыми и сверстниками, склонны к стереотипии (ритмичного повторения одних и тех же движений) и однообразных проявлений активности. Дети-аутисты погружены в себя, часто повторяют одни и те же жесты, могут часами складывать кубики или ходить от стенки к стенке. В некоторых случаях, особенно когда им что-то не удается (а такое бывает довольно часто, возможны проявления автоагрессия. Чаще всего дети-аутисты легко запоминают простые числа, мысленно осуществляют сложные арифметические действия, проявляют особый интерес к технике и запросто ее разбирают. Несмотря на все свои способности, аутисты нуждаются в дополнительной поддержке в течение всей своей жизни, ведь с возрастом заболевание не проходит.
Тем не менее более или менее успешная социальная адаптация особого ребёнка вполне возможна — в зависимости от того, насколько рано начать работать с ним и какими именно методами.
Ранее аутизм считали одним из проявлений детской шизофрении или классифицировали как умственную отсталость. А как отдельную болезнь стали выделять в 40-х годах прошлого века. Распространенность этого заболевания у нас составляет 4-5 (или даже больше) случаев на 10000 населения (0, 04 — 0, 05%, что не так уж и мало.
Однако еще до сих пор его происхождение фактически неизвестна. Один из первых исследователей аутизма, австрийско-американский психоаналитик Бруно Бетельгейм вполне в традициях психоанализа считал аутизм следствием проблем в отношениях ребенка с матерью. Сейчас в основном его относят к болезням, связанных с органическими поражениями мозга. Это может произойти либо вследствие нарушения обмена веществ (например отравления солями тяжелых металлов или недостатка в организме цинка, либо — в результате действия наследственных генетических факторов.
Как помочь аутичному ребенку адаптироваться в детском саду?
Адаптация аутичного ребенка к детскому саду – процесс долгий и постепенный, требующий согласованных действий близких и персонала ДОУ. Такой ребенок требует дополнительного внимания, которое может проявляться, в частности, в следующем:
Во – первых, необходимо помогать ребенку, понять смысл всего, что происходит в группе, поэтому следует комментировать для него все происходящее и намечаемые действия («Сейчас все собираются на музыкальное занятие, и ты тоже пойдешь на него; потом будем одеваться на прогулку, а когда вернемся – будем обедать»).
Во–вторых, надо помогать аутичному ребенку налаживать контакт с другими детьми: стараться вовлекать в общие игры, предотвращать возможные агрессивные и неадекватные действия. При этом важно не просто пресекать недопустимые поведенческие проявления, но и, сохраняя доброжелательность, обучать ребенка более «правильным», социально приемлемым способам взаимодействия со сверстниками («Подожди, отбирать игрушку без спроса нельзя». Надо попросить: «дай поиграть»). Предлагаемая ребенку речевая формула должна зависеть от уровня его речевых возможностей. Передавая по окончании дня ребенка родителям, нужно «вместе» с ним кратко перебрать произошедшие за день события, рассказывая родителям, «как мы все жили сегодня».
Конечно, такие меры требуют от сотрудников детского сада большого терпения и дополнительных усилий, но они помогают организовать поведение аутичного ребенка, сделать его более упорядоченным.
Прежде чем начать разговор о работе, необходимо уточнить: в нашей практике дети “с классическим аутизмом” встречаются редко, чаще встречаются дети с аутистическим поведением.
Ребенок замкнут, большую часть времени проводит сам с собой, не демонстрируя какого – либо интереса ни к чему, кроме предметов, задействованных в стереотипной игре. Склонен к жестко заданным маршрутам, устраивает истерику, если вы что – то делаете не так, как он хочет, крайне неохотно идет на что – либо новое, часто совершает какие-то движения руками, при этом глаза смотрят совсем в другую сторону; избегает обычных телесных прикосновений или как будто игнорирует их. Избегает контакта глазами, с трудом на чем-нибудь концентрирует внимание или, наоборот, целиком уходит в какую-то игру, так что невозможно ни дозваться, ни отвлечь. Поскольку в арсенале педагога, к сожалению, почти нет специальных разработок по выявлению аутичных детей, то лучшим помощником в такой работе будет личный опыт общения с детьми, терпение и умение наблюдать.
Для успешной работы с особенными детьми необходимо выполнять своего рода правила:
1. Наладить первичный контакт с ребенком.
Общаясь с девочкой или мальчиком, педагог должен понять, что она/он умеют, какой у них характер, а главное – что им нравится. Именно то, к чему тянется ребенок, и что приносит ему удовлетворение, можно использовать для дальнейшего поощрения. А это очень важно для детей с аутизмом. За каждый успех их необходимо хвалить.
2. Знакомить ребенка с правилами поведения постепенно, плавно.
Рамки для ребенка вводятся постепенно, чтобы не было резкого перехода, который может его травмировать. Потому что особенные дети могут быть в шоке от того, что вокруг всего так много.
3. Использовать принцип «от простого к сложному».
Все действия, которым мы пытаемся научить ребенка, педагоги разбивают на маленькие шажочки и, конечно же, начинают с самого простого. Это тоже помогает наладить первичный контакт с детьми с аутизмом.
4. Давать много подсказок.
В первое время мы не должны требовать от ребенка сразу сделать все быстро и правильно. Мы должны давать ему подсказки и не забывать хвалить даже за самый маленький успех. На первых этапах педагоги часто делают все руками ребенка. Но также важно помнить о том, что необходимо постепенно уменьшать подсказки, а со временем и совсем уходить от них. Это необходимо для того, чтобы дети научились быть самостоятельными.
5. Использовать принцип дозированной речи.
Педагогу следует давать только короткие подсказки-инструкции детям с аутизмом, так как такой ребенок не должен ни на что отвлекаться и четко понимать, чего от него хотят.
6. Сформировать учебное поведение.
Как и обычного ребенка, особенного мы должны научить, как вести себя во время занятий: сидеть за столом, не вскакивать, не кричать, выполнять задания педагога, даже если этого не хочется. Поэтому мы стараемся создать «правильную» атмосферу – отсутствие шума, лишних предметов и так далее. Причем, педагог сразу должен настроиться на тот факт, что ребенка придется многому учить.
7. Комплексный подход – основа социализации.
Такой подход лежит в основе социального обучения ребенка в нашем садике. Это значит, что по каждому конкретному малышу вырабатывается серия шагов и манипуляций, которые повторяются везде и всегда, во время любого занятия. Это необходимо для того, чтобы ребенок понял, что есть правила, которые надо выполнять всегда и везде, с любым педагогом, на индивидуальном занятии и в группе.
Детский сад – это пространство искусственной социализации — тренажер, где ребенок тренируется жить в обществе. Он необходим как обычным детям, так и детям с синдромом аутизма. Каждый педагог, особенно если он работает с детьми с аутизмом, должен работать в одном направлении со своими коллегами, добиваясь таким образом целостного положительного результата.
Ребенок должен доверять тем людям, которые находятся рядом с ним, а значит, это доверие нужно заслужить. Только так он сможет делать дальнейшие шаги по своему становлению полноценного члена общества.
Источник: http://www.maam.ru/detskijsad/autichnye-deti-kakie-oni.html